профессиональные риски
профессиональные риски — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами (Трудовой Кодекс Российской Федерации Статья 209).
Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков (Трудовой Кодекс Российской Федерации статья 209).
Оценка и управление профессиональными рисками является составной частью системы управления охраной труда (далее – СУОТ) организации, направленной на формирование и поддержание профилактических мероприятий по оптимизации опасностей и рисков, в том числе по предупреждению аварий, травматизма и профессиональных заболеваний.
Цели внедрения в организацию системы управления рисками:
1. Исключение или значительное снижение ущерба здоровью и опасности жизни работников;
2. Снижение ущерба, наносимого окружающей среде;
3. Снижение прямых и скрытых затрат на ликвидацию происшествий;
4. Не нанести урон бизнесу;
5. Не испортить деловую репутацию организации;
6. Не утратить разрешение или лицензию на деятельность.
Перечень необходимых нормативных документов:
Трудовой кодекс РФ, Статья 209
Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (статья 2)
ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»
ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков»
ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»
ГОСТ Р 50779.10-2000 (ИСО 3534-1-93) «Статистические методы. Вероятность и основы статистики. Термины и определения»
ГОСТ Р 51897-2002 «Менеджмент риска. Термины и определения»
ГОСТ Р 51898-2002 «Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты»
ГОСТ Р 51901.2-2005 (МЭК 60300-1:2003) «Менеджмент риска. Системы менеджмента надежности»
ГОСТ Р 51901.4-2005 (МЭК 62198:2001) «Менеджмент риска. Руководство по применению при проектировании» (дата введения в действие 01.02.2006)
ГОСТ Р 51901.5-2005 (МЭК 60300-3-1:2003) «Менеджмент риска. Руководство по применению методов анализа надежности» (дата введения в действие 01.02.2006)
ГОСТ Р 51901.6-2005 (МЭК 61014:2003) «Менеджмент риска. Повышения надежности» (дата введения в действие 01.02.2006)
Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Роспотребнадзором 29.07.2005)
Руководство Р 2.2.1766-03 «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 24.06.2003)